Главная / Блог / Что такое световой дизайн и как его спроектировать?

Что такое световой дизайн и как его спроектировать?

14.04.2021 730

Дизайнеру, архитектору или визуализатору нужно уметь профессионально настраивать освещение, знать физические свойства света, назначение осветительных приборов. Правильно выставленный свет подчеркнет достоинства, ловко скроет недостатки интерьера. Если же освещение спроектировано неудачно, то самый эффектный дизайн-проект будет безнадежно испорчен и «смажет» все впечатление. Поэтому световой дизайн – один ключевых этапов в разработке идеального интерьера. Мы разберем базовые основы светодизайна и расскажем, как спроектировать освещение в 3Ds Max.

Оглавление:

Типы освещения

В искусстве светодизайна в интерьере выделяют три основных типа освещений, влияющих на восприятие пространства. Дизайнеры освещения их также называют «слоями»:

  • light-design
  • 1. Основное, или общее освещение. Создает достаточную освещенность комнаты, насыщает светом. Помогает увидеть и оценить окружающую обстановку. Основное освещение обеспечивает мощный источник: один или несколько. Обычно это «верхний» свет — подвесные или встроенные светильники на потолке, споты, центральная люстра. Подсветка должна быть равномерной – не слишком слепящей и контрастной, умеренно яркой. В целом, яркость, мощность, температура света зависят от назначения и площади помещения. Чтобы не ошибиться со световым фоном, советуем изучить СНИП (строительные нормы и правила) для жилых помещений. Например, в гостиной требуется максимальная насыщенность — не менее 20 Вт на 1 кв.м. Концепцию расслабления и уединения спальни поддержит приглушенный свет — достаточно 10 Вт на 1 кв.м
  • 2. Акцентное освещение. Это совокупность приемов освещения предметов с одной целью — привлечь к ним внимание. Такой свет всегда направлен на объекты. Он подчеркивает объём, фактуру, расстановку предметов, выделяет архитектурные особенности помещения. Такая подсветка редко бывает статичной, ее можно менять и перемещать до достижения желаемого эффекта. Акцентное освещение в интерьере играет роль прожектора, позволяет заметить мельчайшие детали и часто оказывает решающее влияние на восприятие дизайн-проекта.
  • 3. Локальное освещение. Этот тип света выполняет определенную функцию. Например, подсвечивает зону, необходимую для работы, учебы или отдыха. Источниками могут быть подвесные светильники, настольная лампа, бра, торшер или споты с направленным светом. Локальное освещение позволяет зонировать помещение. С его помощью можно расширить или сузить пространство комнаты, визуально разделить помещение на отдельные участки. Подсветка должна быть комфортной и не утомлять зрение.

Умение мастерски комбинировать все слои освещения отличают хорошего дизайнера света.

Типы распределения светового потока

Светодизайн интерьера невозможно представить без продуманного распределения освещения. Световой поток формирует визуальное восприятие обстановки. Сочетая световые потоки разной направленности, вы сможете зрительно «раздвинуть» стены, приподнять потолок, создать дополнительный объем. Существует три типа светораспределения:

  • light-design
  • 1. Прямой свет. Световой поток исходит из одной точки и направлен строго на необходимый участок. Чаще всего прямой свет — верхний. Например, люстра на потолке или подвесной светильник. Направленное освещение характерно для спотов, бра, торшеров. Главное, чтобы их можно было повернуть в определенную сторону.
  • 2. Рассеянный свет. Это мягкая и равномерная подсветка. Такой свет неяркий, часто даже приглушенный, поэтому помогает расслабиться и создает в интерьере атмосферу умиротворенности. В качестве осветительных приборов используются люстры, потолочные встроенные светильники, настенные бра. В проектах дизайнеры нередко используют подсветку навесной мебели, плинтусов, карнизов, светодиодные ленты. Рассеянный свет в интерьере расширяет пространство, а усилить этот эффект помогают зеркальные и глянцевые поверхности.
  • 3. Отраженный свет. Еще один мягкий и комфортный для глаз вариант освещения. Он не направлен на конкретные объекты или зоны, равномерно распределяется в комнате. Отраженное освещение создают при помощи сочетания настенных, потолочных и напольных осветительных приборов. Световые лучи меняются в зависимости от цвета и структуры поверхности, на которую попадают.

В современном интерьере любого жилища используют все три типа. Например, для спальни или детской будет уместно рассеянное освещение. Для прихожей, санузла и гостиной подойдет насыщенный направленный светопоток.

Виды освещения в интерьере

При проектировании интерьера учтите, что свет бывает разный и исходит не только от светильников. Дневной свет, проникающий через окна, не менее важен и требует управления.

Раскроем характеристики видов освещения в любом интерьере:

  • light-design
  • 1. Естественный. Главные и единственные источники – солнечные лучи и небо. Солнце дает мягкий естественный свет, комфортный для зрительного восприятия. Задача дизайнера — оценить, как помещение будет выглядеть в разное время суток, как солнечный и искусственный свет дополнят друг друга. В некоторых комнатах есть участки, куда почти не проникает солнечный свет. Но если дневное освещение достаточное, его лучше использовать по максимуму.
  • 2. Искусственный. Необходим при недостатке солнечного света, а также в вечернее или ночное время. Источниками служат любые светильники – лампы, люстры, ночники, подсветка, споты. Визуализатору требуется настраивать искусственный свет так, чтобы не возникло пересветов, а кадр смотрелся гармонично. Поэтому для каждого осветительного прибора яркость и теплота настраиваются индивидуально.
  • 3. Совмещённый. Вариант сбалансированной комбинации естественного света и внутренних светильников. Используется для создания комфортного уровня освещенности во всех уголках жилища.

При работе над сценой в 3Ds Max сначала идет постановка естественного света, затем — искусственного. Эти нюансы мы подробно разбираем на занятиях по 3Д-моделированию и архитектурной визуализации, в учебном блоке 3DsMAX.Archviz.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

Частая ошибка новичков – у них нет сценария освещения в интерьере. Подразумевается, что все источники света просто будут включены, и их достаточно расставить в любых темных уголках комнаты. На самом деле нужно заранее составить концепцию освещения, научиться управлять и играть светом.

Вот некоторые правила, которые помогут разработать качественный дизайн освещения:

  • light-design
  • • При составлении световой концепции учитывайте площадь помещения. Чем просторнее комната, тем больше источников света понадобится. Каждый будет освещать отдельную функциональную зону.
  • • Температура света влияет на эмоциональный фон человека. Холодные оттенки подсознательно настраивают на рабочий лад, теплые – на расслабление. В жилых помещениях чаще используется теплый или нейтральный свет. Холодный уместен в рабочем кабинете, ванной комнате или в зимнем саду.
  • • Форма, цвет и стиль светильников должны вписываться в общую стилистику интерьера. Согласитесь, торшер в стиле хай-тек будет нелепо смотреться в комнате с отделкой и мебелью под «барокко».
  • • Если потолки в комнате низкие, их визуально приподнимает световой поток, направленный вверх. Если при этом потолок будет глянцевым или зеркальным, эффект многократно усилится.
  • • Подсветка каждого уголка комнаты добавит комнате объема и ширины.
  • • В функциональных зонах помещения (для учебы, работы, готовки, чтения) должна быть локальная подсветка, не утомительная для глаз. Важно: слабая освещенность подавляет рабочую активность.

Привлечь внимание к декору в комнате также помогут светильники, плавно меняющие яркость и цвет.

Основные нюансы проектирования светодизайна в 3Ds Max

Чтобы современный 3D-дизайнер мог настраивать свет в интерьере, он должен понимать схемы постановки освещения, принципы создания материалов, особенности плагинов Vray или Corona. Во многом на грамотное проектирование освещения комнаты влияют параметры движков. Начинающим лучше «набивать руку» на создании сцен при солнечном свете.

Настройку освещения на практике мы подробно разбираем на утренних и вечерних курсах 3Ds Max. А пока затронем ключевые моменты:

  • light-design
  • • В сцене в первую очередь организуйте естественное освещение. Ориентируясь на него, вы будете расставлять искусственные светильники. В Vray за дневной свет отвечает связка V-ray Sun и V-ray Sky.
  • • Соблюдайте правила: днем естественный свет преобладает над искусственным, преимущественно освещает всю сцену. Также в дневное время освещение за окном должно быть ярче, чем обстановка внутри помещения. В ночном рендере всю освещенность обеспечивают локальные искусственные осветительные приборы.
  • • Оценивайте освещенность в помещении исходя из количества и расположения окон. Например, если окон мало или они небольшого размера, используйте вспомогательные искусственные источники света. Их цветовая температура должна быть теплой, чуть желтоватой.
  • • В свойствах источников света регулируйте, на какие объекты он будет воздействовать, на какие — нет. Выполнить эту настройку можно в свитке General Parameters, далее нажать Exclude/Include.
  • • Объекты, которые позади освещены небольшим источником света, на финальном рендере приобретут дополнительный объем.
  • • Если светильников в сцене будет слишком много, вы получите набор из множества лишних теней и засветов, на рендере это будет выглядеть неудачно.

Чтобы добиться реалистичности, соблюдайте световой баланс и цветовую температуру. Абсолютно все источники не могут быть только белыми или желтыми – тогда сцена будет выглядеть ненатурально.

Создать гармоничную имитацию освещения поможет HDRI карта – панорамная картинка с большим объемом данных. Она автоматически генерирует освещение сцены с учетом бликов, теней, контуров предметов, окружающего фона. Ее накладывают на окружение файла 3Ds Max. При этом задавать все настройки вручную не надо – отражения, тени, рефлексы отобразятся автоматически.

Наши курсы: